Обзор открытой корпоративной информационной системы Odoo

Обзор открытой корпоративной информационной системы Odoo

Аннотация: в статье описывается свободно распространяемая ERP-система Odoo, завоевавшая популярность своей открытостью и широкой поддержкой среди независимых разработчиков. Даётся общее представление о системе, её структуре и возможных сферах применения.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №1).
Ключевые слова: Odoo ERP, Open source ERP, Odoo обзор, бесплатные ERP системы, Open source ERP системы, Онлайн ERP системы, ERP online, бесплатные ERP системы для малого бизнеса, бесплатные ERP системы управления бизнесом, Tiny ERP.

Свободно распространяемое ПО уже много лет активно используется частными лицами, государственными и образовательными учреждениями, крупными корпорациями и малым бизнесом. Преимущества очевидны: низкая цена установки (а зачастую и вовсе бесплатно), сравнительно широкая поддержка популярных продуктов сообществами разработчиков, наличие исходных кодов и как следствие возможность доработать ПО под свои требования, не дожидаясь обратной связи от разработчиков. Появление на рынке ERP и CRM-систем свободно распространяемых продуктов было делом времени. Одним из таких продуктов стала система Odoo (ранее именуемая Tiny ERP и OpenERP).

История системы

Как и большинство крупных Open-проектов, история Odoo началась со студентов Фабиана Пинкарса (Fabien Pinckaers) и Антони Лесусса (Antony Lesuisse) [1]. В 2000 году ими была написана простая система управления предприятием на языке Python, предназначенная для внедрения на небольших бельгийских фирмах, работающих в основном в сфере услуг и дистрибуции [2].

Изначально система называлась Tiny ERP. Фабиан Пинкарс совмещал разработку и внедрение системы, но уже с 2004 в компании Tiny появились наёмные сотрудники. В 2006 году был запущен ресурс TinyForge, а к разработке подключены сторонние независимые программисты. С 2009 года система становится частью дистрибутивов Ubuntu и Debian, в мае 2014 года она переименована в Odoo, а компания - в Odoo S.A.

На текущий момент в фирме Odoo S.A. работает более 250 сотрудников, она имеет 6 офисов (в Бельгии, Люксембурге, Индии, Гонконге, два офиса в США – в Сан-Франциско и Нью-Йорке), а в сообществе независимых разработчиков зарегистрировано более 1500 участников. Программное обеспечение загружается 1000 раз в день, и существует более 14000 программных модулей. По заявлению разработчиков Odoo, это самое устанавливаемое программное обеспечение для бизнеса в мире. Сегодня насчитывается около 2 000 000 пользователей Odoo по всему миру, а более 550 компаний-партнёров в 120 странах занимаются распространением и внедрением системы.

Odoo успешно используется в таких известных в России международных компаниях как Auchan, Danone, Hyundai и подразделениях Toyota. В октябре 2017 года вышла одиннадцатая версия системы.

Технические требования и структура системы

Система не требовательна к аппаратному и программному обеспечению [3]. И это понятно, у небольшой компании или частного предпринимателя (да-да, даже частный предприниматель может найти ей применение) нет больших возможностей для создания солидной ИТ-инфраструктуры, которую требуют SAP или Microsoft Dynamics AX. В табл. 1 приведены системные требования. Помимо указной в таблице ОС Ubuntu, Odoo прекрасно работает и под Windows, а также другими с Linux-дистрибутивами.

Табл.1. Системные требования Odoo к серверной платформе
Общие требования к серверу

Минимальные требования к серверу

Рекомендуемая конфигурация сервера

Для 5 пользователей = 2×ЦПУ, 2 Гбайт ОЗУ

Для 20 пользователей = 4×ЦПУ, 8 Гбайт ОЗУ

На Для 100 и более пользователей = раздельные сервер приложения и БД, каждый с 8×ЦПУ с 32 Гбайт ОЗУ

 ЦПУ = Intel x64

Количество ЦПУ = 1

Количество ядер в ЦПУ = 6

ОЗУ = 8 Гбайт

ОС = Ubuntu 14.04 LTS

ЦПУ = Intel x64

Количество ЦПУ = 2

Количество ядер в ЦПУ = 8

ОЗУ = 8 Гбайт

ОС = Ubuntu 14.04

HDD = размер зависит от количества клиентов

Так как система написана на базе языке Python, то для работы системы в обязательном порядке надо установить комплект библиотек данного языка. Структура системы максимально упрощена и включает три компонента (рис. 1): СУБД PosgreSQL, сервер приложений и web-сервер. Первый служит для хранения всех данных системы и части настроек, второй реализует бизнес-логику конкретного предприятия, а третий предоставляет доступ через web-браузер ко второму компоненту. В зависимости от объёма решаемых задач все части системы могут быть установлены на одном сервере или размещены на разных.

 Структура системы Odoo

Рис. 1. Структура системы Odoo

Доступ к серверу приложений возможен не только из web-браузера, но и из графического GTK-клиента Odoo. Тем не менее разработчики Odoo использовать web-интерфейс, хотя и признают, что из-за кэширования в web-браузере возможны проблемы при изменении элементов системы: изменения сделаны, но пользователи не сразу видят их. Будучи в русле современных тенденций, Odoo сейчас предлагает и облачный вариант, когда, по сути, не требуется ничего ставить локально, а предлагается воспользоваться уже готовой инфраструктурой.

Сферы применения

Сферы применения Odoo сравнительно обширны: CRM, продажи и покупки, склад, производство, управление персоналом, бухгалтерский учёт, документооборот и ведение корпоративного портала. Следует отметить, что Odoo имеет широкие средства для ведения бизнеса в интернете. Так, среди приложений есть редактор сайтов (рис. 2), приложения для онлайн-магазинов, и средства для организации онлайн-поддержки клиентов. Есть специальные модули для управления проектами, контроля качества, а также проведения маркетинговых мероприятий.

 Web-редактор Website builder системы Odoo

Рис. 2. Web-редактор Website builder

Состав модулей

Состав модулей (в терминах Odoo - Apps) o обширен благодаря широкому сообществу сторонних разработчиков. Модули есть как бесплатные [4], так и платные, обслуживаемые в основном по подписке. Базовый пакет из 28 модулей обойдётся в 120 евро в год [5] на одного пользователя (рис. 3), но он будет включать все необходимые модули для ведения бизнеса небольшой компании: 

  • CRM – управление клиентами;
  • Website – создание и управление сайтом компании;
  • Project – проектное управление;
  • Equipment – инвентаризация материально-технических средств компании;
  • Inventory – управление складом;
  • Sales – управление продажами;
  • PLM – управление жизненным циклом изделий;
  • Accounting – бухгалтерский учёт;
  • Helpdesk – техническая поддержка заказчиков. 

Возможно бесплатное тестирование в течение 15 дней, а также помесячная подписка (цена будет немного выше).

 Выбор модулей Odoo для подписки

Рис. 3. Выбор модулей Odoo для подписки

Есть и небольшая «ложка дёгтя». Некоторые модули взаимоувязаны и нельзя купить один, не купив другой. Например, нельзя купить модуль для управления продажами «Sales» не купив «Invoicing» для выставления счетов. Логически всё обосновано, но главное помнить об этом при планировании бюджета. Важно отметить, что не все пользователи учитываются в подписке, а только те, кто имеет права на создание и редактирование данных в системе. Так, ваши клиенты и сотрудники, которые могут только смотреть данные, в том числе и посетители созданного в Odoo сайта, не будут учитываться в подписке.

Возможно и вовсе ничего не покупать, общедоступная версия Odoo содержит меньше модулей, но все они бесплатны. Единственный минус - в бесплатном комплекте нет среды разработки новых модулей, но их разработка возможна, так как для всех бесплатных модулей доступны исходные коды. Также не предусмотрена техническая поддержка в режиме 24/7.

Знакомство с системой

Для знакомства с системой на сайте Odoo.com есть раздел Demo [6], где можно узнать возможности стандартного набора модулей. К сожалению, в demo-режиме нет русского языка, как, собственно, и любого другого кроме английского. На стартовом экране размещены иконки модулей, каждый из них можно запустить. Демонстрационная база данных хоть и скудна, но позволяет получить общее представление о системе (рис. 4).

 Модуль Sales с демо-данными системы Odoo

Рис. 4. Модуль Sales с демо-данными

Нажав на пиктограмму Apps, можно получить доступ к панели с более подробной информацией о каждом приложении, а также удалить или установить различные приложения. Также на демо-сайте возможно «поиграть» с интерфейсом модулей, что-то удалить, что-то добавить или перекомпоновать (рис. 5). Для этого надо нажать на кнопку с рисунком в виде гаечного ключа и карандаша в правом верхнем углу.

 Модуль Sales в режиме редактирования интерфейса Odoo

Рис. 5. Модуль Sales в режиме редактирования интерфейса

На случай, если есть желание поработать уже с реальными данными, на сайте Odoo.com есть раздел Trial [7], где предлагается выбрать одно приложение с неограниченным количеством пользователей совершенно бесплатно, но уже самому наполнить его базу данных.

Оdoo в России

В России Odoo известна довольно недавно, основные проекты, о которых можно найти информацию, запущены в 2012 году и позже. Тем не менее, среди тех, кто установил Odoo самостоятельно или со сторонней помощью есть как производственные, так и логистические фирмы, торговые компании, рекламные агентства и даже монтажные организации и автосервисы [8, 9].

Для обмена опытом российскими разработчиками под Odoo запущен сайт http://odoo-russia.ru/. И хотя по сравнению с зарубежными ресурсами про Odoo активность его ещё незначительна, тем не менее на нём зарегистрировано более 5000 пользователей. Не забыл о России и головной офис Odoo: существует сайт https://odoo.ru с материалами, а также демо-примерами проектов на русском языке (https://demo.odoo.ru/). 

Литература

  1. The Tryton Project [Электронный ресурс] // Сайт конференции IWEEE – Режим доступа: http://www.iweee.org/2015-las_palmas/presentations/files/Nicoe-1-IWEEE2015.pdf (дата обращения 17.12.2017)
  2. Odoo [Электронный ресурс] // Сайт Wikipedia – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Odoo (дата обращения 17.12.2017)
  3. Server requirements [Электронный ресурс] // Сайт компании Odoo S.A. – Режим доступа: https://www.odoo.com/forum/help-1/question/server-requirements-121217 (дата обращения 17.12.2017)
  4. Odoo Free Apps [Электронный ресурс] // Сайт компании Odoo S.A. – Режим доступа: https://www.odoo.com/apps?price=Free (дата обращения 18.12.2017)
  5. Odoo Pricing [Электронный ресурс] // Сайт компании Odoo S.A. – Режим доступа: https://www.odoo.com/pricing#pl=77&num_users=1&hosting=online&implementation_service=self&pack=25&force_country=RU&integrating_partner_id=0&price_by=yearly (дата обращения 19.12.2017)
  6. Odoo Demo [Электронный ресурс] // Сайт компании Odoo S.A. – Режим доступа: https://demo3.odoo.com/web#home (дата обращения 04.01.2018)
  7. Odoo Online Trial [Электронный ресурс] // Сайт компании Odoo S.A. – Режим доступа: https://www.odoo.com/trial (дата обращения 05.01.2018)
  8. Узкопрофильные отраслевые решения на основе Odoo [Электронный ресурс] // Сайт российского сообщества разработчиков и пользователей Odoo – Режим доступа: http://odoo-russia.ru/forum/vertical/ (дата обращения 10.01.2018)
  9. Примеры внедрения Odoo ERP [Электронный ресурс] // Сайт компании IT Libertas – Режим доступа: https://itlibertas.com/ru_RU/page/odoo-portfolio (дата обращения 10.01.2018)

Выходные данные статьи

Солдатов С.А. Обзор открытой корпоративной информационной системы Odoo // Корпоративные информационные системы. – 2018. – №1. – С. 1-8. – URL: http://corpinfosys.ru/archive/issue-1/44-2018-1-odoo

Обзор открытой корпоративной информационной системы Odoo

Об авторе

  Солдатов Сергей Александрович – кандидат технических наук, занимается разработкой и внедрением комплексных информационных систем класса SCADA и MES. Является автором более 20 научных статей, в том числе публикаций в журналах «Современные технологии автоматизации», «Информационные системы и технологии», «В мире научных открытий» и др. Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статьи выпуска №1

  1. Обзор открытой корпоративной информационной системы Odoo;
  2. Применение Agile Scrum в проектах SAP;
  3. Анализ каскадной, итерационной и спиралевидной моделей внедрения систем;
  4. Особенности проекта внедрения MRP по точке перезаказа;
  5. Сложности внедрения WMS-систем на примере SAP ERP.