Каскадная методология внедрения в задачах разработки мобильных приложений на примере реализации программы по уходу за домашними животными (часть 1)
- Подробности
- Опубликовано: 30.06.2023 10:27
- Автор: Мотыка Илья Вячеславович
- Просмотров: 549
Аннотация: в данной статье были проанализированы существующие программные решения для ухода за домашними питомцами. Рассмотрена каскадная методология реализации приложений, а также учтены ее преимущества для последующей разработки мобильной программы. После анализа потребностей пользователей были оформлены пользовательские и функциональные требования. Ключевой бизнес-процесс по уходу за домашними питомцами проектировался в нотациях IDEF0 и BPMN 2.0 для модели TO-BE, отражая исходные требования. По результатам моделирования процессов, данных и структуры приложения, в дальнейшем велась разработка мобильной программы с применением Java и SQLite.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №22).
Ключевые слова: преимущества каскадной модели, каскадная модель, водопадная модель жизненного цикла, android разработка, мобильная разработка под android, мобильная разработка ios, мобильная разработка, каскадная модель разработки, водопадная модель управления, однопроходная модель.
Каскадная методология внедрения информационных систем – это вариант классического поэтапного планирования и управления проектами. Этапы данной методологии проходят последовательно от анализа требований до гиперподдержки системы после ее ввода в эксплуатацию. Отличительная черта каскадной модели состоит в строгой последовательности выполняемых этапов, то есть переход от одной фазы создания продукта к другой происходит только после полного завершения предыдущего этапа. Каскадная или, как ее часто называют, водопадная методология применима для хорошо прогнозируемых проектов, где четко поставлены цели и задачи, а бизнес-требования достаточно статичны. Проект внедрения, согласно каскадной модели, выглядит как поток (рис. 1.1), последовательно проходящий следующие пять фаз [1]:
- анализ и определение требований, где происходит сбор требований к разрабатываемому продукту, а также составление технического задания;
- проектирование, здесь описывается способ реализации требований и формируются прототипы и дизайн-макеты будущей системы;
- реализация полноценного программного решения согласно утвержденным макетам и требованиям, зарегламентированными в техническом задании;
- тестирование продукта для выявления и устранения неполадок, ошибок и несоответствий;
- эксплуатация и поддержка, готовый и протестированный продукт передается заказчику и вводится в эксплуатацию на предприятии.
Рис. 1. Этапы работ согласно каскадной модели внедрения
Несмотря на частую критику этой модели внедрения и ее сравнение с гибкими методологиями имплементации, она идеально подходит для реализации крупных ERP-проектов. Более того, предлагаемые в ней активности и документы применимы и для менее крупных программных решений. Поэтому в рамках данной статьи мы попытаемся применить водопадную модель для ведения мобильных разработок.
1. Постановка задачи
1.1. Ключевой бизнес-процесс
Домашние животные крайне популярны в настоящее время. Огромное количество людей ухаживают за совершенно различными питомцами, которым так же, как и людям, требуется внимание. Однако не все могут позволить себе постоянно проводить время со своими питомцами, контролировать их и заниматься различными активностями с ними.
Уход за домашними животными – уникальный механизм, оказывающий положительное влияние на людей, которые заводят питомцев. Домашние животные помогают добиться комфортной атмосферы в доме, а также помогают почти всем людям справиться с повседневным стрессом после работы, учебы, общения, поэтому сейчас большинство людей заводят животных и ухаживают за ними. Популярность домашних питомцев в настоящий момент только растет.
Процесс ухода за домашними питомцами чаще всего подразумевает множество повторяемых процессов, с которыми встречается каждый хозяин домашнего животного. Не зависимо от того, какого вида домашнее животное, большинство процессов можно предопределить, что также будет учитываться в разрабатываемой программе. Уход за питомцем подразумевает такие обязательные процессы, как:
- кормление питомца с учетом рациона, по расписанию, учитывая диетические потребности. Сюда можно отнести также принятие лекарств;
- выгул питомца, выполняемый несколько раз в сутки. Несмотря на то, что не все домашние животные нуждаются в выгуле, процесс все еще является обязательным при уходе за большей частью существующих видов домашних животных;
- медицинский осмотр, который частично является регулярным. Он подразумевает посещение ветеринара для проведения осмотра, назначения лекарства, консультаций по диете для питомца и осуществления лечения.
При описании ухода за животными затрагиваются также другие обязательные процессы, которые не являются жизненно необходимыми, но которые встречаются очень часто: чистка, груминг (уход за шерстью, кожей, когтями, ушами и глазами животного) и дрессировка.
Приводя примеры разных активностей при уходе за животными, важно отметить, что каждому необходим индивидуальный план по уходу. Одни и те же процессы для разных животных могут сильно различаться из-за медицинских предписаний, особенностей пород животных или хозяина, поэтому важно иметь автоматизированную программу, преднастраиваемую под потребности и особенности животного.
1.2. Анализ существующих программных решений
На текущий момент на рынке мобильных приложений существует несколько решений для автоматизации процесса ухода за домашними животными, каждое из которых покрывает различные пользовательские требования:
- PetDesk, позволяет владельцам домашних животных отслеживать их здоровье, записывать на прием к ветеринару, заказывать еду и принадлежности для животных, получать напоминания о важных событиях в жизни своего питомца;
- Rover Rover, предназначенное для тех, кто нуждается в услугах по уходу за домашними животными во время отсутствия владельца. С помощью приложения можно найти надежных и опытных людей, которые возьмут на себя уход за животным в отсутствие хозяина. Оно предоставляет доступ к сотням проверенных опекунов, которые готовы предоставить свои услуги;
- PetCoach для владельцев домашних животных, которое предоставляет информацию и советы по уходу за животными. Создано в 2016 году и является одним из наиболее популярных приложений для домашних животных на рынке;
- Whistle GPS Pet Tracker, устройство и приложение для отслеживания местоположения домашних животных с помощью GPS. Устройство крепится на ошейник питомца и передает данные о его местоположении в режиме реального времени на ваш телефон через приложение.
- PetCube, с его помощью пользователь может наблюдать за своим питомцем в режиме реального времени через видеокамеру, общаться с ним голосом и даже играть, используя встроенный лазерный указатель.
Наиболее привлекательным с точки зрения функционала по уходу за домашними животными является решение PetDesk, однако оно имеет ряд ограничений: отсутствует полноценная электронная медицинская карта, работает только с ограниченным числом клиник и ветеринарных специалистов, а также имеет платную подписку.
1.3. Постановка задачи
В виду существующих недостатков приложения PetDesk было принято решение о реализации кастомной мобильной программы, способной покрыть имеющиеся недоработки аналогов. В качестве методологии разработки выбрана водопадная модель в связи с ожидаемой статичностью бизнес-требований.
2. Этап анализа требований
После проведения ряда сессий с конечными пользователями по сбору требований в рамках ключевого бизнес-процесса по уходу за домашними животными, были зафиксированы следующие потребности:
- возможность хранить общие данные о домашнем животном (имя, пол, вид, возраст и т.д.);
- возможность добавить несколько животных в профиль пользователя;
- возможность хранить медицинские показатели домашнего животного (группа крови, вес животного и т.д.);
- возможность хранить данные о медицинских анализах животного;
- возможность хранить журнал здоровья питомца (прием лекарств, болезни, дата последнего осмотра у ветеринара и т.д.);
- возможность хранить информацию об опасных для животного продуктах и растениях;
- возможность создать напоминание о процессе по уходу за домашним животным (выгулять, покормить, сделать прививку и т.д.);
- возможность создать собственное напоминание для не предопределенных процессов ухода за животным;
- возможность гибко настраивать напоминание по каждой активности по уходу за домашним животным;
- возможность узнать информацию о запланированных процессах по уходу за домашним животным;
- возможность заполнения календаря активностей для домашнего животного (запланированный осмотр у ветеринара, запись к грумеру и т.д.);
- возможность быстрой навигации в приложении для быстрого доступа к информации по уходу за домашним животным.
Для указанных пользовательских требований были сформированы функциональные требования к реализуемому приложению [2], обеспечивающие возможность:
- редактирования и записи в базу данных информации о домашних животных;
- вывода информации о домашних животных на экране на основании информации, полученной из базы данных;
- отбора информации, полученной из базы данных, по идентификатору питомца в базе данных;
- редактирования и записи в базу данных информации о медицинских показателях домашнего животного;
- вывода информации о медицинских показателях животного в личной карточке питомца;
- редактирования и записи в базу данных списка анализов для домашнего животного;
- вывода списка анализов в личной карточке питомца;
- редактирования и записи в базу данных журнала событий по уходу за домашним животным;
- вывода журнала событий по уходу за домашним животным в личной карточке питомца;
- параметризированного вывода журнала событий по уходу за домашним животным с отбором по периоду, активности, питомцу и т.д.;
- редактирования и записи в базу данных информации об опасных для животного продуктах и растениях;
- вывода информации об опасных для животного продуктах и растениях в личной карточке питомца;
- вывода информации об опасных для животного продуктах и растениях в форме предупреждения при создании напоминания для процесса кормления питомца;
- создания напоминаний с параметрами об активности, проводимой с домашним животным;
- отправки напоминания пользователю о запланированной активности с домашним животным на основании параметров, указанных при создании напоминания;
- записи в журнал активностей питомца выполнения какой-либо активности, по которой было создано напоминание;
- вывода запланированных напоминаний пользователю на главной странице приложения;
- вывода списка запланированных напоминаний по питомцу в личной карточке домашнего животного;
- заполнения параметров напоминаний о процессах по уходу за домашними животными собственными не предопределенными значениями;
- заполнения календаря активностей с домашним животным;
- создания напоминания по информации из календаря активностей;
- переключения между активностями приложения через меню и кнопки навигации в личной карточке питомца.
Литература
- Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 508 с.
- Вигерс К., Битти Д. Разработка требований к программному обеспечению. – СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 736 с.
- Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. – М.: БИТЕК, 2012. – 498 с.
Выходные данные статьи
Мотыка И.В. Каскадная методология внедрения в задачах разработки мобильных приложений на примере реализации программы по уходу за домашними животными (часть 1) // Корпоративные информационные системы. – 2023. – №2 (22) – С. 43-50. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2023/issue-22/247-2023-22-mobiledevops.
Об авторе
Мотыка Илья Вячеславович – выпускник кафедры корпоративных информационных систем института информационных технологий РТУ МИРЭА. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра «Мобильное приложение по уходу за домашними животными». Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Статьи выпуска №22
- Agile Feature Driven Development для автоматизации МПЗ (часть 1);
- Каскадная методология для разработки мобильных приложений (часть 1);
- Кастомные и коробочные программные решения;
- Моделирование бизнес-процессов в ERP-проектах;
- Стратегия выхода на рынок программного обеспечения.