Каскадная методология внедрения в задачах разработки мобильных приложений на примере реализации программы по уходу за домашними животными (часть 2)
- Подробности
- Опубликовано: 31.12.2023 14:25
- Автор: Мотыка Илья Вячеславович
- Просмотров: 777
Аннотация: данная работа посвящена применению каскадной методологии внедрения для разработки мобильного приложения по уходу за домашними животными. Был проведен анализ существующих программ, выявлены их недостатки. Выявленные недостатки было решено исправить за счет разработки собственного мобильного приложения с использованием Java и SQLite. Пользовательские требования оказались достаточно статичны, в виду чего в последующем применялась каскадная модель имплементации. Согласно водопадной методологии, далее последовали шаги проектирования бизнес-процессов в модели TO-BE с применением нотаций IDEF0 и BPMN 2.0, а также моделирования баз данных и карты приложений. Полученные результаты использовались на завершающем этапе при разработке мобильной программы по уходу за домашними питомцами.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №24).
Ключевые слова: водопадная модель, разработка мобильных приложений, мобильная разработка android, водопадная модель проекта, android разработка, разработка под android, мобильное приложение android, android приложение, каскадная модель жизненного цикла, этапы каскадной модели.
3. Этап проектирования
3.1. Моделирование бизнес-процессов в модели TO-BE
Ссылка на 1-ю часть статьи. Для определения и систематизации процессов, происходящих при уходе за домашним животным, воспользуемся графическими нотациями IDEF0 и BPMN 2.0 [3]. Ограничимся проектированием операций только в модели TO-BE. Для отображения изменений в процессах после реализации приложения, которое упрощает доступ к информации и меняет порядок операций, были составлены схемы бизнес-процессов (рис. 3.1.1-3.1.6). Карта всех операций, описывающая ключевой бизнес-процесс ухода за питомцем дана на рис. 3.1.7.
Рис. 3.1.1. Процесс «Уход за домашними животными» 1-го уровня декомпозиции в нотации IDEF0 и модели TO-BE
Рис. 3.1.2. Процесс «Медицинское обследование» 2-го уровня в нотации BPMN SLD и модели TO-BE
Рис. 3.1.3. Процесс «Реализация ухода за питомцем» 2-го уровня детализации в нотации BPMN SLD и модели TO-BE
Рис. 3.1.4. Процесс «Покормить питомца» 3-го уровня описания в нотации BPMN SLD и модели TO-BE
Рис. 3.1.5. Процесс «Проверить информацию по рациону питомца» на 4-м уровне декомпозиции в нотации BPMN SLD и модели TO-BE
Рис. 3.1.6. Процесс «Выгул питомца» на 3-м уровне описания в нотации BPMN SLD и модели TO-BE
Рис. 3.1.7. Карта бизнес-процессов в модели TO-BE
3.2. Формирование структуры базы данных
Данные, необходимые для выполнения бизнес-операций (рис. 3.1.7), требуется хранить в разрабатываемой программной системе. Для этого строится архитектура данных, отражающая объекты данных и их атрибуты (табл. 3.2.1). Взаимосвязь классов данных задается ER-диаграммой, показанной на рис. 3.2.1.
Таблица 3.2.1. Структура таблиц баз данных
Таблица |
Поле |
Тип |
Длина |
pets |
id | Integer | 8 |
name | String | 255 | |
petTypeId | Integer | 8 | |
gender | Boolean | 1 | |
birthday | Integer | 8 | |
age | Integer | 8 | |
breedId | Integer | 8 | |
information | id | Integer | 8 |
bloodType | String | 255 | |
weight | Real | 8 | |
height | Real | 8 | |
skinColor | String | 255 | |
eyesColor | String | 255 | |
lastDoctorVisitId | Integer | 8 | |
lastAnalyzesTakenId | Integer | 8 | |
lastGroomerVisitId | Integer | 8 | |
analyzes | id | Integer | 8 |
infoId | Integer | 8 | |
name | String | 255 | |
value | String | 255 | |
actuality | Integer | 8 | |
reminders | id | Integer | 8 |
name | String | 255 | |
petId | Integer | 8 | |
activityTypeId | Integer | 8 | |
regular | Boolean | 1 | |
date | Real | 8 | |
activityTypes | id | Integer | 8 |
name | String | 255 | |
events | id | Integer | 8 |
name | String | 255 | |
date | Real | 8 | |
petId | Integer | 8 | |
reminderId | Integer | 8 | |
petTypes | id | Integer | 8 |
name | String | 255 | |
breeds | id | Integer | 8 |
petTypeId | Integer | 8 | |
name | String | 255 |
Рис. 3.2.1. ER-диаграмма данных
3.3. Схема будущего приложения
Смоделированные процессы и данные позволяют понять детали реализации будущего процесса ухода за питомцами. Завершающим шагом моделирования служит построение структуры приложения, визуально демонстрирующего, как предполагается будет выглядеть будущее программное решение (рис. 3.3.1).
Рис. 3.3.1. Схема реализуемого приложения
4. Этап реализации
Для разработки мобильного приложения на платформе Android используется набор инструментов Android SDK, который включает в себя множество библиотек и API для работы с различными компонентами операционной системы.
Разработка будет вестись на основе кроссплатформенного объектно-ориентированного языка программирования Java. Он предоставляет большой набор возможностей для работы с многопоточностью. Это позволяет создавать экраны приложения без задержки, получая данные из таблиц в параллельном потоке. В Java также есть большое количество библиотек для работы с разными типами данных, что упрощает процесс реализации.
Хранение большого количества изменяющейся информации ведется на основе системы управления базами данных SQLite. Основной библиотекой для работы с базами данными в рамках разрабатываемого приложения является библиотека Room, взаимодействующая с компонентами SQLite. Список классов, которые используются в разрабатываемом приложении, указаны на рисунке 4.1.
Рис. 1. Список классов, использующихся в разрабатываемом приложении
При первом входе в приложение пользователю необходимо занести информацию о питомце, так как он является ключевым объектом в приложении, вокруг которого строится механизм взаимодействия (рис. 4.2-4.3).
Рис. 4.2. Главный экран приложения
Рис. 4.3. Экран создания нового питомца
Пользователю не нужно вручную вносить породу питомца, в приложении уже реализован преднастроенный справочник, поэтому значение можно выбрать из выпадающего списка. После создания питомца открывается страница домашнего животного, на которой указана основная информация о питомце, здесь же выведены напоминания об активностях. Снизу экрана добавлена навигация для перехода к медицинским показателям питомца и списку сданных анализов (рис. 4.4). Кроме того, приложение позволяет создавать напоминания, пример срабатывания которого дан на рисунке 4.5.
Рис. 4.4. Страница с общей информацией о питомце
Рис. 4.5. Напоминание о проведении активности с питомцем
Заключение
В данной статье были проанализированы существующие программные решения по уходу за домашними питомцами. Была рассмотрена каскадная методология реализации приложений, а также учтены ее преимущества для последующей разработки мобильной программы. После анализа потребностей пользователей были оформлены пользовательские и функциональные требования. Ключевой бизнес-процесс по уходу за домашним питомцем детально проектировался в нотациях IDEF0 и BPMN SLD для модели TO-BE, отражая исходные требования. По результатам моделирования процессов, данных и структуры приложения, в дальнейшем велась разработка мобильной программы с применением языка программирования Java и СУБД SQLite. Что позволило успешно реализовать основной интерфейс мобильного приложения, а также его работу с базами данных.
Литература
- Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 508 с.
- Вигерс К., Битти Д. Разработка требований к программному обеспечению. – СПб.: БХВ-Петербург, 2017. – 736 с.
- Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. – М.: БИТЕК, 2012. – 498 с.
Выходные данные статьи
Мотыка И.В. Каскадная методология внедрения в задачах разработки мобильных приложений на примере реализации программы по уходу за домашними животными (часть 2) // Корпоративные информационные системы. – 2023. – №4 (24) – С. 38-53. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2023/issue-24/251-2023-24-mobiledevops.
Об авторе
Мотыка Илья Вячеславович – выпускник кафедры корпоративных информационных систем института информационных технологий РТУ МИРЭА. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра «Мобильное приложение по уходу за домашними животными». Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Статьи выпуска №24
- Жизненный цикл корпоративных информационных систем (часть 1);
- Каскадная методология для разработки мобильных приложений (часть 2);
- О системах налогообложения в РФ в 2024 году;
- RICEFS-классификация разработок и настроек.