ФСБУ и ПБУ как база модуля «Бухгалтерский учет» в корпоративной информационной системе предприятия
- Подробности
- Опубликовано: 31.03.2024 10:25
- Автор: Степанова Галина Ананьевна
- Просмотров: 586
Аннотация: в статье раскрыты вопросы порядка государственного регулирования ведения бухгалтерского учета в РФ, законодательная база, субъекты и документы регулирования. Изложена характеристика определения стандарт учета. Представлен перечень действующих ФСБУ и ПБУ в 2024 году для коммерческих предприятий и приведен порядок их реализации в информационной системе компании.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №25).
Ключевые слова: пбу организация бухгалтерского учета, пбу учет, положение по бухгалтерскому учету, фсбу, федеральные стандарты бухгалтерского учета, учет фсбу, положение по ведению бухгалтерского учета, основные положения бухгалтерского учета, переход на фсбу, институт профессиональных бухгалтеров россии, пбу и фсбу 2024, пбу организаций, пбу бухгалтерская, фсбу 2024 год, новые фсбу, пбу в 2024 году.
1. Регулирование бухгалтерского учета в РФ
В соответствии с положениями ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся официальный статистический и бухгалтерский учет (п. «р» ст.71). Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета – это целенаправленное воздействие уполномоченных органов на формирование бухгалтерской информации путем разработки и принятия нормативных правовых и иных актов, а также механизм их соблюдения. Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из следующих документов (табл. 1) [1]:
- федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Табл. 1. Законодательная база по бухгалтерскому учету
Вид законодательства | Документы | Органы, принимающие документы |
Законодательство в области бухгалтерского учета | Федеральные законы, кодексы, указы, постановления | Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ |
Регулирование бухгалтерского учета в РФ регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и осуществляется российским правительством. В соответствии со ст. 22 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъектами регулирования бухгалтерского учета являются организации, перечисленные в табл. 2 [4].
Табл. 2. Субъекты регулирования бухучета в РФ
Субъект | Элемент субъекта |
Органы государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации |
|
Субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета |
|
Рассмотрим характеристику функций вышеуказанных в таблице 2 органов государственного регулирования бухгалтерского учета:
- Министерство финансов РФ:
- утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
- организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
- утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
- участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
- представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- осуществляет иные функции, предусмотренные ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными федеральными законами.
- Центральный Банк России (в пределах компетенции):
- разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты, устанавливает планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;
- участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
- участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
- участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
осуществляет иные функции, предусмотренные ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными федеральными законами.
Разработчиками проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета Министерством финансов РФ утверждены 2 субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета:
- фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»);
- некоммерческое партнерство – Институт профессиональных бухгалтеров России (НП «ИПБ России»).
Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета заключаются в следующим, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:
- разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;
- участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
- участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
- обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
- разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;
- разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
- участвует в разработке международных стандартов.
2. Документы в области регулирования бухгалтерского учета в РФ
Основные правила ведения бухучета, согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», регламентированы с помощью «стандарта бухгалтерского учета». Согласно данному закону федеральный стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Кроме федеральных стандартов существуют и отраслевые стандарты. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К документам регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Таким образом, применительно к бухгалтерскому учету. регулирование бухгалтерского учета в РФ можно представить как систему, состоящую в настоящее время из 4-х уровней (табл. 3) [2].
Табл. 3. Уровни системы регулирования бухучета в РФ
Уровень | Документы | Органы, принимающие документы |
I уровень – федеральные стандарты | Федеральные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ФСБУ, ПБУ) | Министерство финансов РФ |
II уровень – отраслевые стандарты и нормативные акты ЦБ РФ | Отраслевые стандарты, акты ЦБ РФ | Банк России в пределах компетенции |
III уровень – рекомендации в области бухучета | Нормативные акты (иные, чем стандарты и положения), методические указания и рекомендации в области бухучета | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, субъекты негосударственного регулирования бухучета |
IV уровень – стандарты экономического субъекта | Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), учетная политика экономического субъекта | Организации, предприятия, (экономические субъекты) |
3. Действующие ФСБУ и ПБУ в 2024 году
Федеральный стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.
Федеральные стандарты являются обязательными к применению независимо от вида экономической деятельности, если иное не установлено этими стандартами или Федеральным законом «О бухгалтерском учете». К федеральным стандартам бухгалтерского учета относятся:
- документы, принимаемые с 2018 г. под названием «Федеральные стандарты бухгалтерского учета» (ФСБУ);
- положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 г. до 1 января 2013 г.
Положения по бухгалтерскому учету являются первоначальной базой (ступенью) федеральных стандартов бухгалтерского учета. В настоящее время идет процесс замены ПБУ на ФСБУ. ПБУ считаются официально действующими стандартами учета пока вместо них не утверждены ФСБУ. Действующие в 2024 году ФСБУ и ПБУ приведены в табл. 4 [3].
Табл. 4А. Действующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для коммерческих организаций в 2024 г.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета | Применение | Утвержден |
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» | С бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 16.10.2018 № 208н |
ФСБУ 5/2019 «Запасы» | С бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н |
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» | С бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н |
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» | С бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н |
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» | Применяется с 01.01.2022. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 16.04.2021 № 62н |
ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» | С бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 30.05.2022 № 86н |
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» | Применяется с 01.04.2025. Допустимо применение стандарта до указанного срока | Приказ Минфина РФ от 13.01.2023 № 4н |
Табл. 4Б. Положения по бухгалтерскому учету для коммерческих предприятий в 2024 г.
№ положения | Положение по бухгалтерскому учету | Утвержден |
- | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности | Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34Н |
ПБУ 1/2008 | Учетная политика организации | Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н |
ПБУ 2/2008 | Учет договоров строительного подряда | Приказ Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н |
ПБУ 3/2006 | Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н |
ПБУ 4/99 | Бухгалтерская отчетность организации | Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н |
ПБУ 7/98 | События после отчетной даты | Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н |
ПБУ 8/2010 | Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы | Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н |
ПБУ 9/99 | Доходы организации | Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н |
ПБУ 10/99 | Расходы организации | Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н |
ПБУ 11/2008 | Информация о связанных сторонах | Приказ Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н |
ПБУ 12/2010 | Информация по сегментам | Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н |
ПБУ 13/2000 | Учет государственной помощи | Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н |
ПБУ 15/2008 | Учет расходов по займам и кредитам | Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н |
ПБУ 16/02 | Информация по прекращаемой деятельности | Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н |
ПБУ 18/02 | Учет расчетов по налогу на прибыль организаций | Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н |
ПБУ 19/02 | Учет финансовых вложений | Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н |
ПБУ 20/03 | Информация об участии в совместной деятельности | Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н |
ПБУ 21/2008 | Изменения оценочных значений | Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н |
ПБУ 22/2010 | Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности | Приказ Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н |
ПБУ 23/2011 | Отчет о движении денежных средств | Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н |
ПБУ 24/2011 | Учет затрат на освоение природных ресурсов | Приказ Минфина России от 06.10.2011 № 125н |
4. Реализация действующих ФСБУ и ПБУ в КИС предприятия
Организацию настройки ведения бухгалтерского учета в программном модуле «Бухгалтерский учет и налоговый учет», модуле «Управленческий учет» в КИС предприятия необходимо начать с изучения основных аспектов, которые регламентируют действующие в данное время стандарты ведения бухгалтерского учета по каждому объекту учета. Это десять основных аспектов, которые регламентируют стандарты бухучета [3]:
- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для ЦБ РФ, кредитных организаций, не кредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядка их применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения;
- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения.
Вышеуказанная информация регламентируется действующими ФСБУ и ПБУ и соответственно является нормативной базой по ведению бухгалтерского учета на предприятии, профессиональным «фундаментом» работы главного бухгалтера и бухгалтерии предприятия в целом. Действующая нормативная база по стандартам ведения бухгалтерского учета должна быть изучена и адаптирована под деятельность предприятия его главным бухгалтером / финансовым директором, зафиксирована и утверждена как стандарт в учетной политике и иных документах (приказах, распоряжениях и др.) экономического субъекта. Адаптированная, и соответственно утвержденная нормативная база ведения бухгалтерского учета является исходным материалом для IT-специалистов при настройке ведения бухгалтерского учета в программном модуле «Бухгалтерский учет и налоговый учет», модуле «Управленческий учет» в КИС предприятия. Порядок настройки информационной системы в соответствии с действующими стандартами бухгалтерского учета предполагает следующий алгоритм действий со стороны IT-специалиста:
- сбор и детализация бизнес-требований совместно с конечными пользователями;
- подготовка и согласование технического задания, если информационная система представлена кастомной разработкой, или документов функциональной спецификации и настроек при наличии коробочного IT-решения;
- разработка и настройка программного решения согласно согласованной документации, проведение модульного тестирования;
- выполнение приемочного теста и обучение пользователей;
- перенос разработок и настроек в продуктивную среду.
Основным нормативным документом настройки модулей «Бухгалтерский учет и налоговый учет» и «Управленческий учет» информационной системы предприятия является утвержденная Учетная политика предприятия и приложения к ней, которая разрабатывается в соответствии с действующими стандартами ведения учета, зафиксированными в ФСБУ и ПБУ.
Литература
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ.
- Федеральные стандарты для организаций [Электронный ресурс] // Консультант плюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71763/1b0f7eb4a177ca9130b2bdb18697999ad576c263/.
- ФСБУ и бухгалтерский учет в Москве [Электронный ресурс] // АБТ Сервисы для бизнеса – Режим доступа: https://www.abt.ru/blog/fsbu-i-pbu-pravila-vedeniya-bukhucheta-v-2023-godu.
- Стандарты и правила [Электронный ресурс] // Минфин России – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/standart/.
Выходные данные статьи
Степанова Г.А. ФСБУ и ПБУ как база модуля «Бухгалтерский учет» в корпоративной информационной системе предприятия // Корпоративные информационные системы. – 2024. – №1 (25) – С. 4-15. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2024/issue-25/252-2024-25-rasinerp.
Об авторе
Степанова Галина Ананьевна – эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету по РСБУ и МСФО. Принимала участие в проектах по слиянию и ликвидации предприятий и их структурных подразделений, внедрения автоматизации работы предприятия на основе продуктов 1С. Имеет более чем 25-и летний опыт работы в учетно-финансовом и экономическом блоке кредитных, нефтяных, торговых предприятий. Адрес контактной электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. |
Статьи выпуска №25
- Жизненный цикл корпоративных информационных систем (часть 2);
- ФСБУ и ПБУ как база модуля «Бухгалтерский учет» в КИС предприятия.