Новации ФСБУ 9/2025 «Доходы»

Корпоративные информационные системы и учетная политика организации при применении автоматизированной формы ведения учета

Аннотация: в статье рассмотрены ключевые положения утвержденного Федерального стандарта бухгалтерского учета 9/2025 «Доходы». Раскрыты его новации в части признания выручки и доходов, а также раскрытия отчетности. Даны рекомендации по адаптации учетных процессов, корректировке учетной политики организации в связи с переходом на данный стандарт.
Ключевые слова: фсбу доходы, фсбу 9 доходы, фсбу 9 2025 доходы, фсбу учетная политика, новый фсбу доходы, фсбу выручка, мсфо 15, мсфо 15 выручка, ifrs 15, ifrs 15 выручка, фсбу 10 расходы, фсбу 10 2025 расходы, пбу 12 2010, раскрытие отчетности, изменение учетной политики.
СкачатьPDF (статья), PDF (выпуск №32).

В бухгалтерском учете продолжается обновление действующих стандартов ПБУ и замена их на ФСБУ. Правила бухгалтерского учета доходов организаций обновлены в новом ФСБУ 9/2025 «Доходы». Стандарт утвержден приказом Минфина России №56Н от 16.05.2025, зарегистрирован Минюстом России 08.08.2025 и обязателен для применения, начиная с отчетности за 2027 год. Это означает, что первые бухгалтерские отчеты по новым правилам бухгалтерия организации подготовит в 2028 году по итогам работы за 2027 год [1]. Стандарт сменит действовавшие до настоящего времени ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».

1. ФСБУ 9/2025 «Доходы»

ФСБУ 9/2025 «Доходы» устанавливает несколько новых для бухгалтерского учета понятий (контроль над продукцией, обязанность передать продукцию, контрагент и другие); изменяет и модифицирует ранее применяемые понятия (выручка, договор, степень готовности и другие); предлагает обновленную структуру доходов экономического субъекта и требует значительно большего объема раскрытий информации о доходах в бухгалтерской отчетности, чем ПБУ 9/99.

Новациями Федерального стандарта бухгалтерского учета 9/2025 «Доходы» в учете доходов, в частности являются:

  • уточнение понятия и классификации доходов;
  • учет выручки;
  • актуализированные правила оценки и признания доходов, отличных от выручки;
  • порядок учета доходов, не включаемых в чистую прибыль (убыток);
  • уточнение состава информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности [2].

Новый стандарт состоит из следующих разделов:

  • общие положения;
  • выручка.
  • доходы, отличные от выручки.
  • раскрытие информации.
  • изменение учетной политики.

1.1. Общие положения

Стандарт устанавливает требования к формированию информации о доходах экономических субъектов (за исключением некоммерческих организаций) в бухгалтерском учете. Согласно требованиям стандарта доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления (увеличения стоимости) активов и/погашения (уменьшения величины) обязательств, приводящее к увеличению капитала экономического субъекта, не связанному с вкладами/взносами учредителей (участников, акционеров и собственников имущества) организации.

Приведен перечень поступлений, которые не признаются доходами (НДС, акцизы, предоплата, авансы, задатки и др.). Доходы организации стандартом делятся на включаемые и не включаемые в чистую прибыль/убыток. Доходы, включаемые в чистую прибыль, подразделяются на:

  • выручку;
  • доходы, отличные от выручки.

1.2. Выручка

Для целей бухгалтерского учета доходы от продажи продукции признаются выручкой. Минфин РФ в новом стандарте ввел следующие новшества по ее учету и определению:

  • введение дифференцированного порядка учета выручки. Организации делят на 3 группы:
    • обязанные составлять консолидированную финансовую отчетность;
    • подлежащие обязательному аудиту;
    • иные;
  • порядок учета выручки и раскрытия информации о ней различаются в зависимости от принадлежности организации к группе;
  • обновление условий признания выручки. Скорректированы общие условия признания выручки, условия признания выручки от предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности и финансовых вложений;
  • уточнение, а в ряде случаев изменение, порядка оценки выручки в стандартных хозяйственных ситуациях. Изменен общий подход к оценке выручки и порядок учета скидок в выручке;
  • расширение перечня специфических хозяйственных ситуаций, для которых применяют особый порядок оценки выручки. Определен порядок оценки выручки при передаче продукции в течение долгого периода, ранее правила устанавливались только для договоров строительного подряда [3].

ФСБУ 9/2025 установлена процедура определения момента признания выручки в бухучете (ранее такой процедуры не было) и сформулированы требования к степени готовности (ранее требования были только для договоров строительного подряда). Новый стандарт предусматривает, что в отчетности организации отдельно отражается:

  • выручка;
  • доходы, отличные от выручки;
  • доходы, не включаемые в чистую прибыль.

1.3. Доходы, отличные от выручки

Доходами, отличными от выручки, стандартом признаются:

  • доходы, связанные с предоставлением за плату прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • доходы от осуществления финансовых вложений, включая участие в уставных капиталах других организаций;
  • доходы от предоставления во временное пользование имущества по договору аренды;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств экономического субъекта, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете экономического субъекта в этом банке;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • неустойки за нарушение условий договоров;
  • доходы, связанные с возмещением убытков, причиненных экономическому субъекту;
  • суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • иные доходы в случаях, установленных другими федеральными стандартами.

В ФСБУ 9/2025 приведена методика оценки и признания доходов, отличных от выручки.

1.4. Раскрытие отчетности

В бухгалтерской/финансовой отчетности информация о выручке, доходах, отличных от выручки, доходах, не включаемых в чистую прибыль/убыток, приводится, в соответствии с требованиями нового стандарта, обособленно. Крупные компании раскрывают информацию по МСФО 15, остальные – по правилам нового стандарта.

Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности как минимум следующую информацию:

  • величина выручки, признанной в отчетном периоде;
  • детализация информации о выручке, исходя из ее величины, вида и влияния на экономические решения, принимаемые пользователями на основе бухгалтерской отчетности.

Необходимо будет раскрывать с учетом существенности:

  • сопоставление детализированной информации о выручке, раскрываемой по ФСБУ 9/2025, с информацией о выручке, раскрываемой по отчетным сегментам (при раскрытии информации по сегментам по ПБУ 12/2010);
  • сверку остатков на начало и конец отчетного периода дебиторской задолженности и созданных по ней резервов по сомнительным долгам;
  • сверку остатков на начало и конец отчетного периода не предъявленной к оплате начисленной выручки и созданных по ней резервов по сомнительным долгам;
  • сверку остатков на начало и конец отчетного периода кредиторской задолженности по договорам с контрагентами;
  • информация об обязанностях экономического субъекта по договорам с контрагентами и другие [3].

В дальнейшем уже не нужно раскрывать информацию о выручке от выполнения договоров с оплатой неденежными средствами.

1.5. Изменение учетной политики

Новым стандартом учета предусматривается несколько методов бухгалтерского учета последствий изменения учетной политики при переходе на новый стандарт ФСБУ 9/2025:

  • метод №1, полностью ретроспективно. Стандарт применяется ко всем договорам, как, если бы он действовал всегда. Производится полный пересчет сравнительных показателей за предыдущие отчетные периоды;
  • метод №2, ретроспективно, но в упрощенном порядке (по выбору организации). Более практичный метод, который не требует пересчета сравнительных показателей в отчетности за предыдущие периоды. Последствия перехода отражаются единовременной корректировкой нераспределенной прибыли и соответствующих статей баланса на начало года, с которого применяется стандарт (обычно в межотчетную дату 31 декабря). Корректировки вправе применить только к неисполненным на дату перехода договорам, также допускается использование упрощенных способов оценки, например, разовая корректировка по всем изменениям договоров;
  • метод №3, перспективный (для тех компаний, кто вправе вести упрощенный учет). Правила применяют только к фактам хозяйственной деятельности, которые возникли после даты перехода, а информация в предыдущих периодах не изменяется.

Выбранный метод перехода на новый стандарт в обязательном порядке закрепляется в учетной политике [4].

Впервые ФСБУ 9/2025 предлагает организациям выбор методологической основы учетной политики: МСФО или ФСБУ. Выбор доступен только организациям, подпадающим под обязательный аудит. Организации, составляющие финансовую отчетность по МСФО, руководствуются МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями», введенным в действие на территории России приказом Минфина России №98Н от 27.06.2016, а остальные экономические субъекты – ФСБУ 9/2025 «Доходы» [1].

ФСБУ 9/2025 «Доходы» и ФСБУ 10/2025 «Расходы» не могут существовать отдельно. Бухгалтер должен в учетной политике обеспечить согласованность учета доходов и расходов, чтобы бухгалтерская отчетность корректно отражала финансовый результат.

2. Настройка бухгалтерского учета в учетной системе

Настройка информационных систем для ФСБУ 9/2025 «Доходы» включает адаптацию бизнес-процессов и корректировку учетной политики. Внесенные стандартом нововведения в бухгалтерский учет требуют изменения учетной политики, для чего необходимо определиться, как вести учет доходов с 2027 года. Для изменения учетной политики требуется провести:

  • аналитическую работу:
    • определение категории организации (нужно применять ФСБУ 9/2025 или МСФО 15);
    • классификация доходов компании (выписать все возможные доходы и отнесите их к разным уровням классификации);
    • описание условий признания выручки, ссылаясь на пункты нового стандарта, например, определение момента признания для разных видов доходов;
    • указание того, как учитываются скидки, отсрочки, бартер, применяется ли дисконтирование и когда;
    • определение методов оценки готовности и расчета готовности для доходов и расходов;
    • раскрытие порядка перехода на ФСБУ 9/2025 [4].
  • корректировку учетной политики, то есть по завершении аналитической работы внести соответствующие изменения в учетную политику.

Заключение

Федеральный стандарт 9/2025 «Доходы» сохраняет традиции бухгалтерского учета в Российской Федерации. Но по сравнению со своим предшественником: ПБУ9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России №32Н от 06.05.1999, стандарт включает широкий набор новых подходов к признанию и оценке выручки, которые значительно повышают требования к бухгалтерскому учету.

Литература

  1. Бух.ру [Электронный ресурс] // ФСБУ 9/2025 «Доходы»: нововведения, когда применять и как подготовиться к переходу. Режим доступа: https://buh.ru/articles/fsbu-9-2025-dokhody-novovvedeniya-kogda-primenyat-i-kak-podgotovitsya-k-perekhodu.html (дата обращения 01.10.2025).
  2. Гарант.ру [Электронный ресурс] // Минфин России прокомментировал новый ФСБУ 9/2025 «Доходы». Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1865192/ (дата обращения 01.10.2025).
  3. КонсультантПлюс.Новости [Электронный ресурс] // ФСБУ 9/2025 «Доходы»: Минфин перечислил основные новшества. Режим доступа: https://www.consultant.ru/legalnews/29486/ (дата обращения 01.10.2025).
  4. Главбух [Электронный ресурс] // Минфин утвердил ФСБУ 9/2025 «Доходы»: как перейти и применять. Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/art/391660-minfin-utverdil-fsbu-92025-dohody-kak-pereyti-i-primenyat (дата обращения 01.10.2025).

Выходные данные статьи

Степанова Г.А. Новации ФСБУ 9/2025 «Доходы» // Корпоративные информационные системы. – 2025. – №4 (32) – с. 1-6. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2025/issue-32/295-2025-32-fas92025.

Новации ФСБУ 9/2025 Доходы

Об авторе

 Степанова Галина Ананьевна Степанова Галина Ананьевна – эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету по РСБУ и МСФО. Принимала участие в проектах по слиянию и ликвидации предприятий и их структурных подразделений, внедрения  автоматизации работы предприятия на основе продуктов 1С. Имеет более чем 25-и летний опыт работы в учетно-финансовом и экономическом блоке кредитных, нефтяных, торговых предприятий. Адрес контактной электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Статьи выпуска №32

  1. Новации ФСБУ 9/2025 «Доходы».