О расходах на покупку российского ПО и баз данных при расчете налога на прибыль с 2025 года
- Подробности
- Опубликовано: 16.01.2025 10:25
- Автор: Степанова Галина Ананьевна
- Просмотров: 2144

Аннотация: в статье раскрыт порядок применения коэффициента 2 к расходам на покупку российских программ и баз данных при расчете налога на прибыль организациями в режиме ОСНО с 2025 года. Рассмотрены случаи применения повышающего коэффициента к первоначальной стоимости некоторых ОС и НМА, расходам на приобретение программ. Проанализированы выгоды поставщиков ПО и потребителей их продукции.
Ключевые слова: национальные цели развития РФ до 2030, информационная инфраструктура российской федерации, реестр российского программного обеспечения, единая российская база данных, единый реестр российских программ и баз данных, российские базы данных, единый реестр российских программ ЭВМ и баз данных, учет ОС и НМА, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, перечень российского высокотехнологичного оборудования, ОСНО, налогообложение расходов.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №29).
Указом Президента РФ от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] поставлен ряд национальных целей развития РФ, в том числе и в сфере информационных технологий (далее – ИТ) и программного обеспечения (далее – ПО) в РФ, которые должны быть достигнуты к 2030 году: технологическое лидерство, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. К этому сроку должны быть обеспечены технологическая независимость страны и формирование новых рынков по направлениям информационной инфраструктуры (далее – ИИ), средств производства и автоматизации, экономики данных и цифровой трансформации. Темп роста инвестиций в отечественные решения в сфере ИТ должен вдвое превысить темп роста ВВП. Доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме их потребления, должна вырасти в полтора раза, а выручка малых технологических компаний – в семь раз [2]. Также должен быть сформирован рынок данных с их активным вовлечением в хозяйственный оборот, хранением, обменом и защитой. 80% организаций ключевых отраслей экономики должны перейти на базовое и прикладное российское программное обеспечение в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы. Использование отечественного ПО в государственных органах, компаниях и организациях должно достигнуть 95%.
В рамках достижения вышеуказанных национальный целей, государство обеспечивает и определенные меры поддержки организаций, предприятий бизнеса. Одной из таких мер поддержки являются налоговые послабления при наличии затрат у предприятия, связанных с решением поставленных государством задач.
С 1 января 2025 года при формировании первоначальной стоимости высокотехнологичных основных средств и нематериальных активов (ОС и НМА), в том числе относящихся к искусственному интеллекту, расходы можно учесть в двойном размере. Данное правило касается:
- объектов основных средств, относящихся к сфере искусственного интеллекта и включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- объектов основных средств, включенных в единый реестр российского программного обеспечения;
- объектов основных средств, которые являются российским высокотехнологичным оборудованием и на дату ввода в эксплуатацию включены в специальный перечень;
- исключительных прав на программы и базы данных, которые внесены в единый реестр российского программного обеспечения;
- исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в связи с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из перечня, который утвержден Правительством РФ.
С 2025 года предприятия могут формировать с применением коэффициента 2 первоначальную стоимость ОС и НМА на российское программное обеспечение и базы данных в целях налогообложения прибыли. Расходы по ОС и НМА можно учесть данным коэффициентом при выполнении 2-х условий (п.п.1, 3 ст. 257, п.п. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. закона от 12.07.2024 №176-ФЗ), если ПО или база данных (далее – БД) [3]:
- является российской;
- включена в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных ведёт Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (далее – Минцифры) РФ. Повышающий коэффициент применяется по программам и базам данных, включенным в реестр, по расходам, дата осуществления которых приходится на период с начала 2025 года. Указанные программы для ЭВМ и базы данных должны быть включены в реестр на дату приобретения права на использование ПО.
Рассмотрим порядок применения данного коэффициента согласно внесенных изменений в НК РФ [3-7]:
- к первоначальной стоимости некоторых ОС;
- к первоначальной стоимости НМА;
- к расходам на приобретение программ.
1. Применение коэффициента 2 к первоначальной стоимости некоторых ОС
При формировании первоначальной стоимости основного средства, можно применить повышающий коэффициент 2, если это основное средство подпадает под какую-либо из нижеперечисленных категорий (п. 1 ст. 257 НК РФ):
- ОС включено в единый реестр российской радиоэлектронной продукции и относится к сфере искусственного интеллекта;
- ОС включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- ОС включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утвержденный распоряжением Правительства от 20.07.2023 №1937-Р.
Применение коэффициента 2 к расходам позволит учесть через амортизацию расходы в двойном размере и амортизационная премия будет в 2 раза больше, поскольку она рассчитывается от первоначальной стоимости объекта.
Однако, если объект, при формировании первоначальной стоимости которого применялся повышающий коэффициент 2, будет продан с убытком, то убыток для целей расчета налога на прибыль признается равным 0 (п. 3 ст. 268 НК РФ).
2. Применение повышающего коэффициента 2 к первоначальной стоимости НМА
В этом случае коэффициент 2 применяется при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 3 ст. 257 НК РФ). То есть, если приобретенная программа входит в реестр, то и амортизация по объекту, и амортизационная премия рассчитываются, исходя из удвоенной суммы расходов.
3. Повышающий коэффициент 2 к расходам на приобретение программ
С 2025 г. разрешено применять повышающий коэффициент 2 к затратам, связанным с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть указанные затраты включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в двойном размере.
Расходы на адаптацию и модификацию программ для ЭВМ и баз данных, которые тоже можно отнести в прочие расходы, разрешено учитывать лишь в размере фактических затрат без применения к ним повышающего коэффициента 2 (письмо Минфина от 05.12.2024 №03-03-06/1/122830).
По разъяснению Минфина, затраты на программы, приобретенные по лицензионным и сублицензионным соглашениям, нужно включать в расходы равномерно в течение срока действия договора (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Минфин РФ также дал следующие разъяснения по применению повышающего коэффициента 2 в переходный период с 2024 на 2025 год (письмо Минфина от 05.12.2024 № 03-03-06/1/122830): к расходам, осуществленным до 01.01.2025 и признаваемым в том числе после 01.01.2025, применяется коэффициент 1.5.
Если же дата осуществления расходов, связанных с приобретением права на программы для ЭВМ и баз данных, приходится на период начиная с 2025 года, то такие расходы учитываются в размере фактических затрат с применением коэффициента 2. При этом указанные программы для ЭВМ (базы данных), программно-аппаратные комплексы должны быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных на дату приобретения права на их использование.
4. Выгоды поставщиков ПО и потребителей их продукции
Теперь рассмотрим вопрос преимуществ, которые получает как поставщик российского программного обеспечения, так и потребитель, его использующий. Начнем с поставщиков. Регистрация программного продукта в едином реестре ПО позволяет контрагенту правильно себя позиционировать, а именно:
- демонстрирует качество программного обеспечения, так как регистрации в едином реестре ПО предшествует череда экспертных заключений и внутреннее голосование;
- обеспечивает отложенное конкурентное преимущество в цене по сравнению с другими участниками, так как затраты заказчика на приложение и/или базу данных после старта промышленной эксплуатации будут существенно меньше;
- расширяет рынки сбыта, в частности, в государственные структуры и компании, имеющие долгосрочные плана по импортозамещению программных решений;
- дает маркетинговые преференции,
что, однако, никак не отражается в исходной цене продаж ПО. Клиент же, приобретающий российское программное обеспечение, получает ряд неоспоримых выгод:
- уменьшение налогооблагаемой базы в части расходов на приобретенное ПО или базы данных;
- высококачественный программный продукт, согласно стратегиям импортозамещения и цифровой трансформации.
Таким образом, разработка и применение российского программного обеспечения и баз данных представляется взаимовыгодным сотрудничеством как поставщика, так и потребителя.
Заключение
Вышеуказанные изменения в части налогообложения расходов на российское ПО и базы данных по налогу на прибыль относятся к изменениям в налоговом учете предприятия, работающего на ОСНО. Решение об использовании повышающего коэффициента необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения, поскольку его применение является для налогоплательщика правом (ст. 313 НК РФ).
Материал, изложенный в статье, актуален на дату опубликования и отражает общие принципы рассмотренных вопросов. На практике могут быть нюансы, связанные со спецификой деятельности предприятия.
Литература
- Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 №309.
- Cnews. Путин поставил задачу добиться технологической независимости России. – URL: https://safe.cnews.ru/news/top/2024-05-08_v_novom_prezidentskom_ukaze.
- Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).
- Письмо Минфина от 05.12.2024 №03-03-06/1/122830.
- Главная книга бухгалтера. Какие расходы при ОСН (для налога на прибыль) можно учесть в повышенном размере за счет коэффициента 2. – URL: https://glavkniga.ru/situations/s518886.
- Бухэксперт. С 2025 года расходы на российское ПО и базы данных можно учесть с коэффициентов 2 при расчете налога на прибыль. – URL: https://buhexpert8.ru/1s-buhgalteriya/osnovnye-sredstva/postuplenie-i-prinyatie-k-uchetu-os/s-2025-goda-rashody-na-rossijskoe-po-i-bazy-dannyh-mozhno-uchest-s-koeffitsientom-2-pri-raschete-naloga-na-pribyl.html.
- Бух1С. Какой коэффициент применять к расходам на покупку российских программ и баз данных с 2025 года. – URL: https://buh.ru/news/kakoy-koeffitsient-primenyat-k-raskhodam-na-pokupku-rossiyskikh-programm-i-baz-dannykh-s-2025-goda-.html.
Выходные данные статьи
Степанова Г.А. О расходах на покупку российского ПО и баз данных при расчете налога на прибыль с 2025 года // Корпоративные информационные системы. – 2025. – №1 (29) – С. 1-5. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2025/issue-29/270-2025-29-taxationrussiansoftwaredatabase.
Об авторе
![]() |
Степанова Галина Ананьевна – эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету по РСБУ и МСФО. Принимала участие в проектах по слиянию и ликвидации предприятий и их структурных подразделений, внедрения автоматизации работы предприятия на основе продуктов 1С. Имеет более чем 25-и летний опыт работы в учетно-финансовом и экономическом блоке кредитных, нефтяных, торговых предприятий. Адрес контактной электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. |
Статьи выпуска №29
- О налогообложении расходов на покупку российского ПО и баз данных.