О расходах на покупку российского ПО и баз данных при расчете налога на прибыль с 2025 года

Корпоративные информационные системы и учетная политика организации при применении автоматизированной формы ведения учета

Аннотация: в статье раскрыт порядок применения коэффициента 2 к расходам на покупку российских программ и баз данных при расчете налога на прибыль организациями в режиме ОСНО с 2025 года. Рассмотрены случаи применения повышающего коэффициента к первоначальной стоимости некоторых ОС и НМА, расходам на приобретение программ. Проанализированы выгоды поставщиков ПО и потребителей их продукции.
Ключевые слова: национальные цели развития РФ до 2030, информационная инфраструктура российской федерации, реестр российского программного обеспечения, единая российская база данных, единый реестр российских программ и баз данных, российские базы данных, единый реестр российских программ ЭВМ и баз данных, учет ОС и НМА, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, перечень российского высокотехнологичного оборудования, ОСНО, налогообложение расходов.
СкачатьPDF (статья), PDF (выпуск №29).

Указом Президента РФ от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1] поставлен ряд национальных целей развития РФ, в том числе и в сфере информационных технологий (далее – ИТ) и программного обеспечения (далее – ПО) в РФ, которые должны быть достигнуты к 2030 году: технологическое лидерство, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. К этому сроку должны быть обеспечены технологическая независимость страны и формирование новых рынков по направлениям информационной инфраструктуры (далее – ИИ), средств производства и автоматизации, экономики данных и цифровой трансформации. Темп роста инвестиций в отечественные решения в сфере ИТ должен вдвое превысить темп роста ВВП. Доля отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме их потребления, должна вырасти в полтора раза, а выручка малых технологических компаний – в семь раз [2]. Также должен быть сформирован рынок данных с их активным вовлечением в хозяйственный оборот, хранением, обменом и защитой. 80% организаций ключевых отраслей экономики должны перейти на базовое и прикладное российское программное обеспечение в системах, обеспечивающих основные производственные и управленческие процессы. Использование отечественного ПО в государственных органах, компаниях и организациях должно достигнуть 95%.

В рамках достижения вышеуказанных национальный целей, государство обеспечивает и определенные меры поддержки организаций, предприятий бизнеса. Одной из таких мер поддержки являются налоговые послабления при наличии затрат у предприятия, связанных с решением поставленных государством задач.

С 1 января 2025 года при формировании первоначальной стоимости высокотехнологичных основных средств и нематериальных активов (ОС и НМА), в том числе относящихся к искусственному интеллекту, расходы можно учесть в двойном размере. Данное правило касается:

  • объектов основных средств, относящихся к сфере искусственного интеллекта и включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • объектов основных средств, включенных в единый реестр российского программного обеспечения;
  • объектов основных средств, которые являются российским высокотехнологичным оборудованием и на дату ввода в эксплуатацию включены в специальный перечень;
  • исключительных прав на программы и базы данных, которые внесены в единый реестр российского программного обеспечения;
  • исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в связи с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из перечня, который утвержден Правительством РФ.

С 2025 года предприятия могут формировать с применением коэффициента 2 первоначальную стоимость ОС и НМА на российское программное обеспечение и базы данных в целях налогообложения прибыли. Расходы по ОС и НМА можно учесть данным коэффициентом при выполнении 2-х условий (п.п.1, 3 ст. 257, п.п. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. закона от 12.07.2024 №176-ФЗ), если ПО или база данных (далее – БД) [3]:

  • является российской;
  • включена в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных ведёт Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (далее – Минцифры) РФ. Повышающий коэффициент применяется по программам и базам данных, включенным в реестр, по расходам, дата осуществления которых приходится на период с начала 2025 года. Указанные программы для ЭВМ и базы данных должны быть включены в реестр на дату приобретения права на использование ПО.

Рассмотрим порядок применения данного коэффициента согласно внесенных изменений в НК РФ [3-7]:

  • к первоначальной стоимости некоторых ОС;
  • к первоначальной стоимости НМА;
  • к расходам на приобретение программ.

1. Применение коэффициента 2 к первоначальной стоимости некоторых ОС

При формировании первоначальной стоимости основного средства, можно применить повышающий коэффициент 2, если это основное средство подпадает под какую-либо из нижеперечисленных категорий (п. 1 ст. 257 НК РФ):

  • ОС включено в единый реестр российской радиоэлектронной продукции и относится к сфере искусственного интеллекта;
  • ОС включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
  • ОС включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утвержденный распоряжением Правительства от 20.07.2023 №1937-Р.

Применение коэффициента 2 к расходам позволит учесть через амортизацию расходы в двойном размере и амортизационная премия будет в 2 раза больше, поскольку она рассчитывается от первоначальной стоимости объекта.

Однако, если объект, при формировании первоначальной стоимости которого применялся повышающий коэффициент 2, будет продан с убытком, то убыток для целей расчета налога на прибыль признается равным 0 (п. 3 ст. 268 НК РФ).

2. Применение повышающего коэффициента 2 к первоначальной стоимости НМА

В этом случае коэффициент 2 применяется при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 3 ст. 257 НК РФ). То есть, если приобретенная программа входит в реестр, то и амортизация по объекту, и амортизационная премия рассчитываются, исходя из удвоенной суммы расходов.

3. Повышающий коэффициент 2 к расходам на приобретение программ

С 2025 г. разрешено применять повышающий коэффициент 2 к затратам, связанным с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть указанные затраты включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в двойном размере.

Расходы на адаптацию и модификацию программ для ЭВМ и баз данных, которые тоже можно отнести в прочие расходы, разрешено учитывать лишь в размере фактических затрат без применения к ним повышающего коэффициента 2 (письмо Минфина от 05.12.2024 №03-03-06/1/122830).

По разъяснению Минфина, затраты на программы, приобретенные по лицензионным и сублицензионным соглашениям, нужно включать в расходы равномерно в течение срока действия договора (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Минфин РФ также дал следующие разъяснения по применению повышающего коэффициента 2 в переходный период с 2024 на 2025 год (письмо Минфина от 05.12.2024 № 03-03-06/1/122830): к расходам, осуществленным до 01.01.2025 и признаваемым в том числе после 01.01.2025, применяется коэффициент 1.5.

Если же дата осуществления расходов, связанных с приобретением права на программы для ЭВМ и баз данных, приходится на период начиная с 2025 года, то такие расходы учитываются в размере фактических затрат с применением коэффициента 2. При этом указанные программы для ЭВМ (базы данных), программно-аппаратные комплексы должны быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных на дату приобретения права на их использование. 

4. Выгоды поставщиков ПО и потребителей их продукции

Теперь рассмотрим вопрос преимуществ, которые получает как поставщик российского программного обеспечения, так и потребитель, его использующий. Начнем с поставщиков. Регистрация программного продукта в едином реестре ПО позволяет контрагенту правильно себя позиционировать, а именно:

  • демонстрирует качество программного обеспечения, так как регистрации в едином реестре ПО предшествует череда экспертных заключений и внутреннее голосование;
  • обеспечивает отложенное конкурентное преимущество в цене по сравнению с другими участниками, так как затраты заказчика на приложение и/или базу данных после старта промышленной эксплуатации будут существенно меньше;
  • расширяет рынки сбыта, в частности, в государственные структуры и компании, имеющие долгосрочные плана по импортозамещению программных решений;
  • дает маркетинговые преференции,

что, однако, никак не отражается в исходной цене продаж ПО. Клиент же, приобретающий российское программное обеспечение, получает ряд неоспоримых выгод:

  • уменьшение налогооблагаемой базы в части расходов на приобретенное ПО или базы данных;
  • высококачественный программный продукт, согласно стратегиям импортозамещения и цифровой трансформации.

Таким образом, разработка и применение российского программного обеспечения и баз данных представляется взаимовыгодным сотрудничеством как поставщика, так и потребителя.

Заключение

Вышеуказанные изменения в части налогообложения расходов на российское ПО и базы данных по налогу на прибыль относятся к изменениям в налоговом учете предприятия, работающего на ОСНО. Решение об использовании повышающего коэффициента необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения, поскольку его применение является для налогоплательщика правом (ст. 313 НК РФ).

Материал, изложенный в статье, актуален на дату опубликования и отражает общие принципы рассмотренных вопросов. На практике могут быть нюансы, связанные со спецификой деятельности предприятия.

Литература

  1. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 №309.
  2. Cnews. Путин поставил задачу добиться технологической независимости России. – URL: https://safe.cnews.ru/news/top/2024-05-08_v_novom_prezidentskom_ukaze.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).
  4. Письмо Минфина от 05.12.2024 №03-03-06/1/122830.
  5. Главная книга бухгалтера. Какие расходы при ОСН (для налога на прибыль) можно учесть в повышенном размере за счет коэффициента 2. – URL: https://glavkniga.ru/situations/s518886.
  6. Бухэксперт. С 2025 года расходы на российское ПО и базы данных можно учесть с коэффициентов 2 при расчете налога на прибыль. – URL: https://buhexpert8.ru/1s-buhgalteriya/osnovnye-sredstva/postuplenie-i-prinyatie-k-uchetu-os/s-2025-goda-rashody-na-rossijskoe-po-i-bazy-dannyh-mozhno-uchest-s-koeffitsientom-2-pri-raschete-naloga-na-pribyl.html.
  7. Бух1С. Какой коэффициент применять к расходам на покупку российских программ и баз данных с 2025 года. – URL: https://buh.ru/news/kakoy-koeffitsient-primenyat-k-raskhodam-na-pokupku-rossiyskikh-programm-i-baz-dannykh-s-2025-goda-.html

Выходные данные статьи

Степанова Г.А. О расходах на покупку российского ПО и баз данных при расчете налога на прибыль с 2025 года // Корпоративные информационные системы. – 2025. – №1 (29) – С. 1-5. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2025/issue-29/270-2025-29-taxationrussiansoftwaredatabase.

Основные изменения в правовом обеспечении защиты информации, персональных данных и функционирования ИС в РФ в 2025 году

Об авторе

 Степанова Галина Ананьевна Степанова Галина Ананьевна – эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету по РСБУ и МСФО. Принимала участие в проектах по слиянию и ликвидации предприятий и их структурных подразделений, внедрения  автоматизации работы предприятия на основе продуктов 1С. Имеет более чем 25-и летний опыт работы в учетно-финансовом и экономическом блоке кредитных, нефтяных, торговых предприятий. Адрес контактной электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Статьи выпуска №29

  1. О налогообложении расходов на покупку российского ПО и баз данных.