Жизненный цикл корпоративных информационных систем: от бизнес-кейса до прекращения промышленной эксплуатации (часть 2)

Корпоративные информационные системы и учетная политика организации при применении автоматизированной формы ведения учета

Аннотация: работа содержит результаты рассмотрения жизненного цикла ERP-систем. В отличие от прочих книг и статей, здесь ведется детальный обзор от фазы бизнес-кейса до прекращения промышленной эксплуатации, не ограничиваясь только проектом внедрения. Весь жизненный цикл разделяется на 3-и части: предпроектное обследование, проект имплементации и фазы после внедрения. Делается вывод о том, что жизненный цикл корпоративных информационных систем является спиралевидным, нежели линейным.
СкачатьPDF (статья), PDF (выпуск №25).
Ключевые слова: этапы жизненного цикла, стадия жц разработка, жизненный цикл разработки ис, жизненный цикл проекта ис, бизнес кейс компании, тэо проекта, перевнедрение, тендерное задание ис, передача ис в промышленную эксплуатацию, предпроектное обследование системы, предпроектное обследование объекта, business as usual, скоринг программы, внедрение ис в промышленную эксплуатацию, бизнес кейс, жизненный цикл корпоративных информационных систем, жизненный цикл по, стадии разработки по, стадии разработки системы, основные стадии разработки, проектная стадия разработки, стадии разработки программного обеспечения, стадии жизненного цикла программного обеспечения. 

3. Фазы после проекта внедрения системы

Ссылка на 1-ю часть статьи. По результатам завершения этапа гиперподдержки и передачи системы заказчику, стартует фаза промышленной эксплуатации, которую также называют поддержкой продуктивной эксплуатации (рис. 1). С этого момента работа программного продукта является целиком и полностью ответственностью заказчика. На этом этапе внедренный программный продукт рассматривается как обязательный элемент выполнения регулярных бизнес-процессов компании. Поэтому приостановка функционирования корпоративной информационной системы есть ничто иное как остановка работы всего предприятия. В связи с этим заказчику необходимо решить следующие задачи: кто будет оказывать непрерывную поддержку и вести изменения имплементированной системы, а также как будет осуществляться их контроль.

Возможны два сценария организации поддержки продуктивной информационной системы: силами внешнего подрядчика или самостоятельно заказчиком. В обоих сценариях речь идет об уровне сервиса поддержки (SLA, Service level agreement), заданном параметрами:

  • время реагирования и сроки устранения инцидентов различной степени важности (приоритеты низкий, средний, высокий);
  • время и дни доступности технических специалистов для оказания незамедлительной поддержки;
  • предполагаемое число обращений в месяц.

Работа КИС в режиме реального времени подразумевает ее периодическое изменение и доработку. Если на фазе гиперподдержки обработка запросов на изменения ERP-системы преимущественно велась с целью наискорейшего разрешения проблемы, то сейчас фокус должен смещаться в сторону обеспечения непрерывного функционирования и недопущения остановки программной системы. Для этого организуется коллективный орган, управляющий процессом изменения программного решения. Обычно его называют архитектурным комитетом или консультационным советом по изменениям (CAB, Change advisory board). Работа консультационного совета по изменениям имеет следующие особенности:

  • совет состоит из руководителей ключевых направлений организации, в том числе ИТ службы;
  • организуются и проводятся регулярные собрания совета;
  • совет проводит анализ и дает оценку целесообразности запросов на изменение КИС как с технической стороны, так и с точки зрения бизнеса;
  • согласует, приоритизирует, планирует, контролирует и при необходимости приостанавливает запросы на изменения;
  • оценивает влияние вносимых изменений на функционирование существующей КИС, предлагает мероприятия по уменьшению вероятности неблагоприятных событий.

Техническая реализация запросов на изменения по аналогии с поддержкой осуществляться или внешним подрядчиком, или силами заказчика. Координацией же работы от формирования запроса на изменения до его реализации и оплаты занимается специально выделенный сотрудник: менеджер по изменениям.

Регулярные изменения в законах РФ, требующие релевантного отражения в информационных системах, появление технологических новинок, позволяющих извлекать ценную информацию из имеющихся данных и правильно ее использовать для достижения бизнес целей, «замедление» работы информационной системы при увеличение объема транзакционных данных, связанных с ростом бизнеса, заставляют консультационный совет по изменениям задуматься об обширном обновлении или замене программного решения. В век цифровых технологий говорить о как таковом прекращении промышленного использования программного продукта не приходится, скорее речь идет о перевнедрении решения. А это значит, что мы вернемся обратно к фазе технико-экономического обоснования жизненного цикла корпоративных информационных систем для выбора более совершенного программного решения. В среднем жизненный цикл «коробочного» решения составляет 5-7 лет.

Заключение

Рассмотрение всех шагов жизненного цикла КИС позволяет досконально понять сложности и препятствия, стоящие пред проектом внедрения корпоративного программного обеспечения. Несмотря на очевидную логичность фаз жизненного цикла, применение КИС вносит свои коррективы и уточнения. Суммировав все вышеописанное, жизненный цикл КИС представим следующими тремя группами задач и соответствующими им фазами:

  • активности предпроекта внедрения:
    • бизнес-кейс;
    • проведение тендера;
    • заключение договора на внедрение;
  • проект имплементации:
    • подготовка;
    • анализ;
    • проектирование;
    • реализация;
    • тестирование;
    • переход к промышленной эксплуатации;
    • гиперподдержка промышленной эксплуатации;
  • задачи после внедрения:
    • промышленная эксплуатации (поддержка промышленной эксплуатации);
    • прекращение промышленной эксплуатации (замена программного решения по средствам перехода к шагу бизнес-кейса).

Обратите внимание на последнюю фазу жизненного цикла: этап прекращения промышленной эксплуатации. Несмотря на классическую трактовку ЖЦ, представленную линейно, фактически выходит, что жизненный цикл представим спиралью, где последний этап планомерно возвращает нас на самый начальный, то есть бизнес-кейс. Очевидно, если на предприятии уже используется программное обеспечение, то отказ от него может вестись только в угоду равнозначной замены или улучшения, но уж точно не ручному труду и отказу от автоматизации. Конечно, можно упразднить программный продукт и вернуться к ручной обработке бумажных документов, однако конкурентная борьба с бизнес соперниками, очевидно, будет проиграна. В схеме перевода предприятия к работе в цифровом формате указаны три шага [3]:

  • оцифровка (перевод документов в цифровой формат хранения);
  • цифровизация (использование программного обеспечения для обработки цифровых данных);
  • цифровая трансформация (применение кардинально новых программно-технологических решений, позволяющих оптимизировать процессы и сгенерировать новые идеи, гипотезы и выводы из существующих цифровых данных),

следовательно, отказ от применения средств программной автоматизации возвращает компанию на начальный уровень зрелости и, как мы видим из сегодняшних реалий, где информационные технологии заняли ключевую роль в жизни человека, то есть полной неконкурентоспособности.

Литература

  1. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 508 с.
  2. Степанов Д.Ю. Управление жизненным циклом систем управления ресурсами и взаимоотношениями предприятия, М.: РТУ МИРЭА, 2023. – URL: https://stepanovd.com/training/15-lifecycle.
  3. Степанов Д.Ю. Цифровизация и корпоративные информационные системы // Корпоративные информационные системы. – 2021. – №4(16). – С. 54-62. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/issue-16/121-2021-16-digitalizationerp.

Выходные данные статьи

Степанов Д.Ю. Жизненный цикл корпоративных информационных систем: от бизнес-кейса до прекращения промышленной эксплуатации (часть 2) // Корпоративные информационные системы. – 2024. – №1 (25) – С. 1-7. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/2024/issue-25/231-2024-25-erplifecycle.

Жизненный цикл корпоративных информационных систем

Об авторе

Степанов Дмитрий Юрьевич Степанов Дмитрий Юрьевич – кандидат технических наук, доцент МИРЭА, принимал участие более чем в 10 проектах внедрения корпоративных информационных систем на базе SAP, Microsoft и Sage. Специализируется на управлении материальными потоками, сбытом и системой документов. Автор более 25 статей, в том числе публикации в журналах «Логистика сегодня», «Вопросы экономических наук», «САПер» и др. Электронный адрес автора: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статьи выпуска №25

  1. Жизненный цикл корпоративных информационных систем (часть 2).